Все о проведении СОУТ на 2022 год
Содержание
- Что такое специальная оценка условий труда?
- Кому необходимо
- Кто может не проводить оценку условий труда
- Когда необходимо проводить СОУТ
- Периодичность проведения спецоценки
- Сроки проведения СОУТ
- Порядок проведения СОУТ
- Приказ о создании комиссии
- Перечень рабочих мест для СОУТ
- Заключение договора на СОУТ
- Регистрация работодателя в ФГИС
- Проведение СОУТ
- Идентификация потенциально опасных и вредных факторов
- Утверждение отчета по результатам проверки
- Декларирование
- Порядок подачи декларации
- Срок действия декларации
- Прекращение действия декларации
- Ознакомление с результатами СОУТ
- Публикация результатов на официальном сайте
- Информирование ФСС
- Заключительный этап
- Cтоимость спецоценки и кто ее оплачивает
- Ответственность за непроведение СОУТ
Специальная оценка условий труда (СОУТ) — процедура, сменившая в 2014 году аттестацию рабочих мест и отменившая их сертификацию. Она является обязательной для каждой компании любой организационно-правовой формы, имеющей в штате хотя бы одного официально трудоустроенного сотрудника (Федеральный закон № 426-ФЗ). Несмотря на то, что закон, регулирующий проведение данной процедуры был принят в 2013 году, он практически ежегодно дорабатывается и корректируется. В нашей статье вы можете ознакомиться с готовым алгоритмом по проведению СОУТ в 2022 году, в котором уже учтены все вступившие в силу законодательные изменения. Также наш материал поможет вам освежить уже имеющиеся знания о спецоценке, узнать, как не допустить ошибок и административной ответственности.
Что такое специальная оценка условий труда?
Она представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий, в рамках которых выявляют вредные и/или опасные факторы производственной среды и трудового процесса (далее — ВОПФ) на рабочих местах и оценивают, каким образом они воздействуют на персонал компании. По результатам проведенной процедуры устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах. При выявлении ВОПФ сотрудникам назначают льготы и компенсации. Также по итогам СОУТ составляется план рациональных мероприятий, задача которого улучшить трудовые условия.
Чтобы проверить, прошла организация специальную оценку условий труда или нет, инспектору надзорных органов совсем не обязательно лично посещать предприятие. Он может это сделать самостоятельно на сайте Минтруда — данная информация находится в общем доступе. Для этого потребуется всего 2 документа: ИНН и ОГРН.
Проведение процедуры спецоценки регулируют следующие документы:
- Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Федеральный закон № 426-ФЗ).
- Трудовой кодекс РФ.
- Методика проведения специальной оценки условий труда, утвержденная приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н.
- Методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, утвержденная приказом Минтруда от 05.12.2014 № 976н.
- Приказ Минтруда от 07.02.2014 № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда» и т. д.
Кому необходимо
В соответствии с ФЗ № 426 «О специальной оценке условий труда» СОУТ должны организовать и провести все предприятия и ИП, где есть хотя бы один сотрудник, работающий по трудовому договору.
Спецоценку нужно пройти организациям, в которых были:
- открыты новые рабочие места;
- внесены изменения в производственный процесс;
- внедрены новые виды материалов и сырья;
- изменены применяемые ранее СИЗ и СКЗ.
Кто может не проводить оценку условий труда
Процедура не является обязательной для следующих категорий сотрудников:
- работающих на дому;
- осуществляющих трудовую деятельность дистанционно;
- сотрудничающих с религиозными организациями, которые зарегистрированы в соответствии с установленными законодательными требованиями;
- подписавших трудовой договор с нанимателем, который является физлицом без статуса ИП.
Когда необходимо проводить СОУТ
Процедура проводится не реже 1 раза в 5 лет, если иное не установлено законодательством. Точка отсчета — день, когда сведения о результатах проведения СОУТ были внесены в информационную систему учета.
На рабочих местах, в отношении которых подтверждено отсутствие воздействия ВОПФ и они признаны оптимальными или допустимыми (применяется декларирование), повторное проведение специальной оценки условий труда не требуется.
При этом регулятор предусматривает выполнение спецоценки ранее этого срока. Она называется внеплановой. Для ее проведения есть ряд причин, все они обозначены в ст. 17 ФЗ № 426 «О специальной оценке условий труда». Вне плана СОУТ проводится, если:
- в организации был зафиксирован несчастный случай (за исключением тех, что возникли по вине третьего лица);
- были введены в эксплуатацию вновь организованные рабочие места;
- у сотрудника компании была обнаружена профпатология, результатом возникновения которой признаны трудовые условия и производственные факторы;
- на предприятии была изменена какая-либо технология, приобретено и запущено новое производственное оборудование и т. д.;
- инспектор надзорных органов выявил нарушения действующего законодательства;
- сотрудники инициируют проведение процедуры, имея мотивированные предложения.
Не требуется проводить внеплановую СОУТ в следующих случаях:
- Несчастный случай на производстве произошел по вине третьих лиц.
- В организации произошли реорганизационные процессы.
- ИП изменил персональные данные или юрлицо свои реквизиты.
Случай из практики. Поскольку штрафы за нарушения в области СОУТ немаленькие, довольно большое количество специалистов по охране труда предпочитают перестраховаться. Смена оборудования в этом плане вызывает массу вопросов и недопонимания. Если с производственным оснащением все проще и очевиднее, то при замене офисной техники возникает недопонимание. Например, в нескольких кабинетах офиса были установлены новые компьютерные мониторы. Возникает вопрос, нужно ли организовывать внеплановую спецоценку. Ответ отрицательный. Это обусловлено тем, что неионизирующее излучение от настольных ПК не измеряется, так как в классификаторе нет таких исследований.
Обратите внимание! Если компания съехала из помещения, в котором ранее располагалась, такое событие может стать основанием для проведения СОУТ внепланово.
Периодичность проведения спецоценки
Процедура проводится не реже 1 раза в 5 лет, если иное не установлено законодательством. Точка отсчета — день, когда сведения о результатах проведения СОУТ были внесены в информационную систему учета. Если результаты спецоценки содержат информацию, которая составляет гостайну или иные охраняемые законом сведения, срок исчисляется со дня утверждения соответствующего отчета.
На рабочих местах, в отношении которых подтверждено отсутствие воздействия ВОПФ и они признаны оптимальными или допустимыми (применяется декларирование), повторное проведение специальной оценки условий труда не требуется, если отсутствуют каких-либо изменения (смена оборудования, несчастный случай, изменение технологических процессов, изменение наименование должности и т. д.).
Сроки проведения СОУТ
Они регламентированы ч. 2 ст. 17 № 426-ФЗ. Особенности в сроках проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) указаны в таблице:
В течение 12 месяцев со дня события | В течение 6 месяцев со дня события |
---|---|
|
|
При этом срок, в течение которого услуги по оценке условий труда оказываются специализированной организацией, определяется гражданско-правовым договором, заключающимся с работодателем. Точный период, в который проводится СОУТ, определяется с учетом следующей информации о рабочих местах:
- их количество;
- месторасположение (регион);
- особенности технологических процессов и используемое оборудование;
- иные факторы.
Аккредитованные компании, которые занимаются спецоценкой более 5–7 лет, могут предложить более сжатые сроки проведения благодаря накопленным знаниям и оптимизации всех бизнес-процессов.
Порядок проведения СОУТ
Для того чтобы процедура прошла грамотно и без лишних финансовых затрат, важно понимать алгоритм действий. Порядок проведения строго регламентирован законодательством, а именно Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». При этом стоит отметить, в указанный документ часто вносятся изменения и дополнения. Если у вас нет времени и желания отслеживать все корректировки и вникать в тонкости процедуры, предлагаем воспользоваться уже готовым пошаговым алгоритмом.
Итак, чтобы провести СОУТ, следует:
- Издать приказ об образовании комиссии по проведению спецоценки. В документе прописывается ее состав, порядок ее деятельности.
- Утвердить перечень рабочих мест. Их определение — зона ответственности созданной работодателем комиссии.
- Издать приказ об утверждении графика проведения спецоценки. Первые три пункта условно можно назвать подготовительным этапом. При этом стоит отметить, что он занимает немало времени, поэтому, чтобы процедура проведения спецоценки не затягивалась, рекомендуем заранее подготовить все необходимые документы, которые могут потребоваться специализированной организации.
- Заключить с организацией по СОУТ гражданско-правовой договор на проведение спецоценки. Эта компания обязательно должна иметь официальную аккредитацию. Проверить эту информацию можно на сайте Минтруда России.
- Передать оценивающей организации необходимые сведения, документы и информацию, которая характеризует трудовые условия на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).
- Утвердить результаты идентификации ВОПФ, определить степени вредности.
- Утвердить отчет, подготовленный специализированной организацией.
- Сообщить организации, проводящей специальную оценку, о том, что отчет о СОУТ утвержден.
- Подать декларацию соответствия.
- Ознакомить работников с отчетом о проведении спецоценки под роспись.
- Уведомить о результатах спецоценки ФСС России.
- Применить результаты специальной оценки условий труда (СОУТ).
Далее расскажем о каждом этапе более подробно.
Приказ о создании комиссии
Первый шаг на пути к проведению СОУТ — оформление документов. Прежде всего руководитель организации должен издать соответствующий приказ. В нем должен быть утвержден состав комиссии по проведению спецоценки, а также порядок ее деятельности. Есть ряд нюансов. Во-первых, в состав комиссии должно входить нечетное количество членов. Во-вторых, в ее рядах обязательно присутствие специалиста по охране труда или сотрудника, который выполняет данную функцию, а также представители профсоюза (ч. 1–2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Председателем комиссии, как правило, назначается генеральный директор (ч. 4 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).
Параллельно с приказом о создании комиссии, следует составить график проведения СОУТ. Наличие данного документа — обязательное требование (ч.1 ст. 9 ФЗ № 426). Его форма не унифицирована. Важно, чтобы в документе была указана последовательность всех видов работ и их продолжительность. Он также должен быть утвержден руководителем.
График может быть оформлен отдельным приказом, включен в текст приказа о спецоценке или в качестве приложения к нему. Все члены комиссии по проведению СОУТ должны ознакомиться с документом и подписать его.
Составляя график, нужно принять во внимание несколько нюансов. Согласно действующему законодательству, СОУТ должна быть проведена в отношении всех без исключения рабочих мест, в том числе офисных помещений, не реже чем 1 раз в 5 лет. Наниматели, которые ранее не организовывали проведение спецоценки, должны были провести ее не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона 426-ФЗ). Работодателям в этом случае предоставлялась возможность реализовать это в несколько этапов.
Исключение составляют рабочие места:
- сотрудники которых имеют право на досрочное назначение пенсионных выплат по старости;
- где персоналу в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- на которых уже ранее были официально установлены вредные и (или) опасные условия труда.
В этом случае поэтапное проведение невозможно, СОУТ следует пройти первоочередно (письмо Минтруда России от 8 декабря 2014 г. № 15-1/В-1829). Наниматели, которые по каким-либо причинам не выполняют данное требование, могут быть привлечены к административной ответственности. Нарушителям грозит штраф. Его размер для должностных лиц и ИП может достигать 10 тыс. руб., для юрлиц — до 80 тыс. руб. (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).
Компания, которая до 31 декабря 2013 года проводила аттестацию рабочих мест, имеет право не проводить СОУТ в течение 5 лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Федерального закона № 426-ФЗ).
Вопрос: Можно ли изменить состав комиссии?
Ответ: Да, такая возможность существует. Но реализовать ее можно только до утверждения отчета по проведению спецоценки. Нужно составить соответствующий приказ и утвердить его у руководства. Обязательно нужно внести изменения в состав комиссии, если ранее выбранный член оставил свою должность или длительное время не пребывает на рабочем месте. Не забудьте при этом сообщить об изменениях экспертной организации.
Перечень рабочих мест для СОУТ
Документ составляется в свободной форме. Он должен содержать список всех сотрудников с указанием их ФИО, должности, СНИЛС, графика работы, используемого в работе оборудования. Для этого потребуется штатное расписание и квалификационные справочники.
При этом нужно оценить признаки аналогичности. Определение этого понятия дано в п. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ. Если выявлены аналогичные рабочие места, СОУТ достаточно провести в отношении 20 % от их общего числа, но не меньше двух. Затем результаты оценки распространяются на все аналогичные рабочие места.
Именно здесь у работодателя возникает много сложностей. С одной стороны, закон позволяет ему легально сэкономить на СОУТ, выявив аналогичные места. С другой — существует недопонимание, как их правильно идентифицировать.
Итак, аналогичными рабочими местами считаются те, на которых:
- сотрудники имеют одинаковые должности;
- используется идентичное оборудование;
- ведутся однотипные технологические процессы;
- выполняются одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме работы и т. д.
Например, бухгалтер и главный бухгалтер работают в одном кабинете, имеют одинаковый график работы, схожие должностные обязанности и используют однотипное оборудование (ПК одного года выпуска, одна и та же модель), но поскольку название должностей разное, то и места аналогичными уже не считаются.
Если же на производстве в одном цеху работает 7 токарей на станках одной модели, их должностные обязанности и режим трудовой деятельности идентичны, можно оценить только 2 рабочих места из 7, что позволит значительно сэкономить на процедуре.
На аналогичные рабочие места заполняют одну карту СОУТ и разрабатывают единый план мероприятий по улучшению трудовых условий.
Обратите внимание! Как показывает практика, при выявлении аналогичных рабочих мест часто бывают так, что одно из них не соответствует признакам данного понятия.
Случай из практики. В компании работает 5 водителей ГАЗелей. Должности называются одинаково, график у всех один, трудовые обязанности тоже. На первый взгляд, все условия соблюдены. Работодатель указал эти рабочие места как аналогичные. В дальнейшем оказалось, что 2 автомобиля имели дизельные двигатели, а 3 — бензиновые. А значит, что считать эти рабочие места аналогичными нельзя.
Таким образом, согласно статье 16 Федерального закона № 426-ФЗ, работодатель должен провести специальную оценку условий труда дополнительно и заплатить штраф.
А что делать с вакантными местами? В данной ситуации работодатель вправе не проводить СОУТ. При этом на рабочих местах, где нет необходимости выполнять замеры (секретарь, помощник, менеджер, бухгалтер и т.д.), можно оценить и вакантную должность.
Заключение договора на СОУТ
Экспертных организаций, проводящих СОУТ, довольно много. При этом найти ответственного исполнителя бывает довольно сложно. Особенно остро эта проблема ощущается в регионах, где наблюдается недостаток экспертов. Законодательство разрешает обращаться в организации, проводящие СОУТ, которые расположены в других городах. Таким образом, для спецоценки на предприятии, расположенном, к примеру, в Челябинской области, можно привлечь экспертов из Москвы. Главное при этом, чтобы специалист обязательно выехал на объект. Дистанционное проведение СОУТ не допускается.
Кроме того, к организациям, проводящим СОУТ, предъявляется ряд требований. Все они указаны в статье 19 Федерального закона № 426-ФЗ. При выборе организации для проведения СОУТ проверьте:
- Есть ли у нее аккредитация. Сделать это можно на сайте Минтруда. Если окажется, что деятельность организации приостановлена или ее там совсем нет, проводить спецоценку придется заново. А значит, вашей компании предстоят дополнительные расходы, а также возможна административная ответственность в виде штрафа за несвоевременное проведение СОУТ.
- Является ли спецоценка основным видом деятельности экспертной организации.
- Есть ли в штате не менее 5 экспертов с сертификатом на право проведения СОУТ. При этом как минимум у одного из них должен быть диплом о высшем образовании по специальности «общая гигиена», «гигиена труда», «санитарно-гигиенические лабораторные исследования».
- Имеет ли организация испытательную лабораторию, аккредитованную на измерение вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Кроме того, экспертная организация должна иметь положительную репутацию. Проверьте ее финансовую состоятельность: нет ли налоговой задолженности, задолженности по судебным искам, а также наличие судебных исков в этой организации, в том числе в арбитражном суде. Это можно сделать по ИНН на сайте ФССП, а также на сайте проверки контрагентов.
Стоимость услуг по оценке условий труда — еще один момент, на который стоит обратить внимание при выборе исполнителя. Цены на аукционах могут доходить до 150 руб. за одно рабочее место. Подобные расценки экспертные организации предлагают, поскольку экономят на выездах на проверку, не проводят измерения, а сразу отдают готовый отчет на бумаге. Проверяющие органы сразу вычисляют подобные документы. Как правило, в них содержатся следующие нарушения:
- эксперт проводит измерения в один день в отдаленных точках;
- для измерения используются неподходящие приборы;
- даты измерений не соответствуют срокам поверки приборов.
Запросите у экспертной организации информацию о системе скидок. Возможно, при заказе большого объема работ для вашего предприятия стоимость за спецоценку рабочего места будет чуть ниже. Кроме того, выгоднее проводить СОУТ не поэтапно, а за один раз большим объемом.
При выборе экспертной организации можно ориентироваться на типовой контракт на оказание услуг по проведению СОУТ. Это приложение № 1 к приказу Минтруда от 24 декабря 2018 года № 834н. Обязательным он является для организаций госсектора и муниципальных предприятий. Все остальные компании вправе скорректировать контракт на свое усмотрение.
Также стоит обратить внимание на следующие моменты:
- сроки оказания услуг;
- помощь с регламентирующими документами.
Еще один значимый аспект — независимость оценивающей организации. Здесь имеется в виду, что компании, как проводящая СОУТ, так и нанимающая ее, не должны быть как-то связаны между собой. В связи с этим к исполнителю предъявляется еще ряд требований. В компании, проводящей спецоценку, не должно быть:
- сотрудников трудовой инспекции;
- специалистов, являющихся учредителями или ответственными за спецоценку в той компании, где им предстоит ее проведение;
- экспертов, руководителей, имеющих близкородственные связи с учредителями или ответственными за СОУТ в организации;
- общих учредителей с компанией-заказчиком.
Как правило, процедура выбора оценивающей организации выглядит следующим образом:
- Специалист по охране труда подготавливает техзадание, в котором обозначает требования к исполнителю.
- Далее оставляется заявка в различных специализированных организациях.
- Компании, проводящие СОУТ, составляют коммерческое предложение с учетом представленных работодателем сведений и направляют его.
- Полученные КП направляются конкурсной комиссии.
- Члены комиссии выбирают организацию, которая предложила наиболее привлекательные условия.
Регистрация работодателя в ФГИС
Данная процедура является обязательной с 2020 года. Перед тем как начать проведение необходимых мероприятий, экспертная организация обязана зарегистрировать работодателя спецоценки в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ФГИС СОУТ). Компании, заказавшей проведение спецоценки, будет присвоен специальный идентификационный номер. Без него отчет о СОУТ будет недействительным. Процедура занимает 5 рабочих дней. Точка отсчета — дата заключения договора, который будет указан в итоговом отчете.
Какие данные вносятся в систему учета? Запись содержит следующие сведения о компании:
- ее полное наименование;
- ОГРН;
- ИНН;
- номер рабочего места, численность сотрудников и их СНИЛСы.
Организация-оценщик должна сообщить идентификационный номер работодателю в течение трех рабочих дней до начала работ. Сделать это можно, отправив заказным письмом или в электронном виде, удостоверив документ электронной цифровой подписью.
Самостоятельно работодатель не может посмотреть информацию непосредственно на сайте ФГИС, поскольку не является пользователем данной системы. Для получения этих сведений нужно сформировать запрос в Роструд (п. 14 и 18 положения, утв. приказом Минтруда от 03.11.2015 № 843н, Регламент, утв. приказом Роструда от 23.08.2019 № 230).
Рекомендуем всегда проверять наличие идентификационного номера в базе, поскольку если он там отсутствует, результаты СОУТ будут считаться недействительными. А это не только дополнительные затраты, как финансовые, так и временные, но и репутационные риски.
Проведение СОУТ
Основная задача экспертной организации — определение реального класса трудовых условий сотрудников. СОУТ проводится для всех мест, которые подлежат специальной оценке. Полученные при проведении процедуры результаты оформляются в отчет. Он заносится в специальную систему учета на сайте Минтруда. Также с ним должны быть ознакомлены все сотрудники. Информирование осуществляется под подпись работников, которой они подтверждают, что ознакомлены с параметрами своего рабочего места и согласны на выполнение должностных обязанностей.
Работодатель обязан предоставить эксперту все необходимые документы и заключения, которые имеются на предприятии, а также разъяснения по вопросам проведения спецоценки (п. 2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 426-ФЗ). Рекомендуется перед началом проведения процедуры подготовить следующую информацию:
- штатное расписание с указанием, трудятся ли на должностях или профессиях инвалиды;
- список контингентов на медосмотр;
- результаты производственного контроля рабочих мест;
- список сотрудников, которые получают гарантии и компенсации;
- сведения о СНИЛС всего персонала организации;
- перечень оборудования, машин, инструментов на каждом рабочем месте;
- продолжительность трудового дня;
- график работы;
- должностные инструкции на каждого сотрудника и другие данные в случае необходимости.
В случае отсутствия каких-либо документов, специалист оценивающей организации обследует рабочее место, осматривает его в процессе выполнения работником должностных обязанностей, беседует с сотрудником. Работодатель обязан обеспечить эксперту беспрепятственный доступ к рабочему месту и предоставить возможность общения с работником.
Идентификация потенциально опасных и вредных факторов
Данная процедура — зона ответственности организации-оценщика. Однако, работодателю также полезно иметь представление о данном этапе СОУТ для лучшего понимания проводимых на его предприятии мероприятий.
Для того, чтобы идентифицировать ПОВФ, эксперты-оценщики собирают информацию, исследуют рабочие места, отмечают потенциальные источники опасности (вибрации, шум, пыль и т. д.) и проводят замеры. Для этого используется специальное оборудование. При этом нужно присутствовать одному из членов комиссии по СОУТ.
После этого специалист определяет факторы производственной среды и трудового процесса и сопоставляет их с теми, что указаны в классификаторе. Он содержится в Приложении 2 Приказа Минтруда России от 24.01.2014 № 33н. В случае совпадения факторов, они признаются идентифицированными. Эксперт заносит результаты в протокол, который утверждает комиссия (ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 426-ФЗ).
При проведении процедуры эксперт обязательно учитывает:
- оборудование, материалы и сырье, которые используются на предприятии;
- результаты, которые были получены при предыдущих СОУТ;
- были ли зафиксированы случаи получения травм на производстве или диагностирования профессионального заболевания;
- мнения сотрудников, рабочие места которых подлежат спецоценке. При этом руководство компании не имеет права оказывать давление как на своих сотрудников, так и эксперта или суживать круг его интересов.
В соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона № 426-ФЗ и пунктом 11 Методики не нужно проводить идентификацию в отношении рабочих мест:
- сотрудники которых имеют право на досрочное назначение пенсионных выплат по старости;
- где персоналу в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- на которых уже ранее были официально установлены вредные и (или) опасные условия труда.
Эти исключения понятны — изначально известно, что на таких рабочих местах есть ВОПФ.
Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (ч. 5 ст. 10 Федерального закона № 426-ФЗ). Используя полученные результаты исследований и измерений, эксперт по оценке СОУТ классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности или опасности по четырем классам (подклассам):
- Оптимальный. Условия труда сотрудников на рабочих местах считаются безопасными.
- Допустимый. Воздействие негативных факторов полностью компенсируется во время полноценного послетрудового отдыха.
- Вредный. Эксперт выявил факторы, которые могут спровоцировать развитие профзаболевания.
- Опасный. На рабочих местах существует опасность для здоровья или потенциальная угроза для жизни.
Влияют ли на что-то присвоенные классы (подклассы)? Да, от них зависят следующие моменты:
- Должен ли будет работодатель осуществлять страховые взносы за сотрудников по дополнительному тарифу. Их размер может быть от 2% до 8%.
- Придется ли компании предоставлять персоналу дополнительные льготы и компенсации.
- Требуется ли обеспечить сотрудников СИЗ и СКЗ.
- Должен ли будет работодатель предоставлять персоналу молоко и другие равноценные пищевые продукты.
- Требуется ли проведение процедур, которые должны улучшить трудовые условия на производстве.
Современное законодательство гарантирует следующие льготы и компенсации:
Льготы и компенсации | Классы условий труда | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Вредные | Опасные | ||||||
1 | 2 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 3.4 | 4 | |
Дополнительный тариф для работодателя | 0% | 0% | 2% | 4% | 6% | 7% | 8% |
Повышенная оплата труда — не менее 4% (ст. 147 ТК РФ) | + | + | + | + | + | ||
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск — не менее семи календарных дней (ст. 117 ТК РФ) | + | + | + | + | |||
Сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ) | + | + | + | + | + |
Таким образом, чем выше класс, тем больше затрат ложится на плечи работодателя. Однако, закон предоставляет возможность снизить установленный класс. Для этого нужно улучшить условия труда сотрудников. Сделать это можно, обновив используемое оборудование, заменив старую технику на новую и более эффективную, закупив современные СКЗ и СИЗ.
Вопрос: Почему так важна грамотная классификация?
Ответ: На первый взгляд может показаться, что преднамеренное “снижение” класса условий труда выгодно работодателю. Поскольку он освобождается от дополнительных выплат и страховых взносов по более высокому тарифу, имеет право не увеличивать ежегодный отпуск. Однако, если сотрудники окажутся несогласными с результатами и подадут свои возражения, придется проводить СОУТ внепланово. Особенно опасна некачественная спецоценка в случае, если на производстве случается несчастный случай. Такое событие может грозить уголовной ответственностью.
Утверждение отчета по результатам проверки
После завершения всех мероприятий специализированная оценивающая организация предоставляет вам на рассмотрение и согласование полный пакет документов (ст.15 426-ФЗ). На этом этапе у вас есть возможность проверить все карты спецоценки, протоколы, заключения экспертов, выявить и скорректировать какие-либо недочеты, внести замечания. В дальнейшем, когда организации по СОУТ предоставят вам готовый подписанный отчет, внесение каких-либо изменений невозможно.
Форма и инструкция по заполнению отчета о проведении спецоценки утверждены приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н. Если после ознакомления с документом у вас нет никаких вопросов, его должен утвердить председатель и визировать все члены комиссии. Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету. На это у вас есть 30 дней. Важно уложиться в срок, иначе компанию могут оштрафовать. Точка отсчета — день, когда организация-оценщик отправила вам отчет.
После утверждения документа вы должны в обязательном порядке сообщить об этом факте компании, проводящей СОУТ, и отправить ей копию утвержденного отчета. Медлить с этим не стоит, поскольку закон отводит на это всего 3 рабочих дня. Не успели — штраф.
Поэтому как только отчет утвержден, отправьте его любым удобным способом:
- заказным письмом с уведомлением о вручении;
- электронным документом, подписанным усиленной квалифицированной ЭЦП.
Огромная часть нововведений в области СОУТ направлена именно на то, чтобы все участники процедуры строго соблюдали сроки и не затягивали проведение спецоценки. Прозрачность и четкость позволяет при необходимости установить, кто затягивает выполнение этих работ.
После утверждения отчета работодатель также обязан ознакомить с ним весь персонал (ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 426-ФЗ). Все сотрудники должны подтвердить данную процедуру, поставив подпись в соответствующем документе. На данную процедуру также отводится 30 календарных дней. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.
После того как специализированная организация получит от вас утвержденный отчет, она размещает его в реестре на сайте Минтруда. Вы должны быть проинформированы об этом в течение 3 рабочих дней.
Как только отчет зарегистрирован в реестре Минтруда, спецоценка считается завершенной. Если документ не зарегистрирован, значит, СОУТ недействительна.
Декларирование
Данная процедура пришла на смену сертификации рабочих мест. Она регулируется статьей 11 Федерального закона № 426-ФЗ и предоставляет нанимателю ряд выгод, позволяя снизить размер страховых взносов за сотрудников, которые выполняют трудовые функции в оптимальных и допустимых условиях труда. Декларация содержит сведения о результатах проведения специальной оценки и подтверждает, что на определенных рабочих местах нет воздействия ВОПФ и они признаны оптимальными или допустимыми.
Безусловно, существуют специальности, которые изначально входят в группу повышенного риска, и уменьшить уровень их опасности невозможно. Для таких сотрудников подобные льготы неприменимы.
Нельзя декларировать рабочие места, для которых предусмотрены:
- досрочный выход на пенсию;
- гарантии и компенсации (доплата, сокращенный рабочий день и дополнительный отпуск) за работу, где существует ВОПФ.
Не декларируются рабочие места по видам деятельности, которые входят в перечень вредных и опасных профессий (Приложение N 1 к постановлению Госкомтруда СССР N 298/П-22, Постановление Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 (ред. от 02.10.1991)).
Декларация составляется строго по регламентированной форме (Приложение № 1 Приказ Минтруда России от 07.02.2014 N 80н). При некорректном заполнении документ возвращается своему отправителю. На это у проверяющей инстанции есть 10 рабочих дней. При возврате документа следует оперативно внести соответствующие изменения и вновь отправить его.
Обратите внимание! До 1 мая 2016 года компания должна была обозначить в декларации только тот факт, что ВОПФ отсутствуют. Из этого следует, что по результатам измерений, которые были проведены до указанной даты, условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, нужно направить подать в ГИТ уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ).
Как правило, организации, которые проводят СОУТ, берут на себя заполнение декларации. Если же вам приходится это делать самостоятельно, целесообразно ознакомиться с таким документом, как письмо Минтруда (Письмо от 23 июня 2014 г. N 15-1/В-724), а также разъяснениями к нему.
Важно! Срок подачи декларации в инспекцию по труду — 30 рабочих дней с момента регистрации отчета в реестре Минтруда.
На сегодняшний день все больше работодателей стремится обеспечить как можно больше оптимальных и допустимых мест, а также снизить класс вредности. Это выгодно не только из-за экономии на взносах в ФСС. Чем комфортнее условия труда, тем выше производительность сотрудников, а это в свою очередь увеличивает прибыль компании.
Порядок подачи декларации
Документ следует предоставить в территориальный орган Государственной инспекции труда. Главное — уложиться в отведенный период времени, в противном случае можно получить штраф в размере до 80 тыс. рублей. На подачу документа дается 30 рабочих дней. Точка отсчета — день, когда отчет зарегистрирован в реестре Минтруда.
Уведомить надзорные органы можно несколькими способами:
- В электронном виде через интернет. Для этого нужно зайти на сайт Роструда. На ресурсе вы можете ознакомиться с детальным алгоритмом заполнения документа, а также скачать образец. Данный способ подачи декларации доступен при наличии квалифицированной электронной цифровой подписи или подписи с использованием крипто-про.
- Отправив заказное письмо почтой. Обязательно нужна опись вложения и уведомление о вручении.
- Лично посетив отделение.
Обратите внимание на нюансы при подаче документа через почту или интернет. Он должен попасть в почтовое отделение до 23:59 крайнего дня срока. В этом случае обращение будет считаться поданным вовремя.
При подаче декларации в электронном виде, временем подачи будет считаться момент, когда документ поступит в информационную систему.
Инспектор Минтруда должен рассмотреть предоставленную вами декларацию в течение 10 рабочих дней. Если инстанция принимает документ, содержащиеся в нем сведения вносятся в реестр деклараций соответствия условий труда через 15 дней после регистрации.
Посмотреть информацию о всех декларациях можно, посетив официальный ресурс Федеральной службы труда и занятости.
Срок действия декларации
Документ является бессрочным, если условия труда на соответствующем рабочем месте были неизменными (ч. 4 ст. 11 Федерального закона № 426-ФЗ).
Обратите внимание!
Декларации, которые были внесены в реестр Роструда до 30.12.2020 и имели срок действия 5 лет, теперь также являются бессрочными (2 статьи 2 Федерального закона № 503-ФЗ).
Прекращение действия декларации
Несмотря на то, что документ является бессрочным, он может быть аннулирован. Для этого есть ряд причин, которые обозначены регулятором (ч. 5 ст. 11 Федерального закона № 426-ФЗ). А именно:
- в организации был зафиксирован несчастный случай (за исключением тех, что возникли по вине третьего лица);
- у сотрудника компании была обнаружена профпатология, результатом возникновения которой признаны трудовые условия и производственные факторы;
- инспектор надзорных органов выявил нарушения действующего законодательства.
При указанных выше обстоятельствах декларация считается недействительной. Моментом аннулирования считается день, в который случился несчастный случай, было выявлено профзаболевание или нарушения.
Далее компания обязана провести специальную оценку условий труда внепланово и заново подать декларацию. У нее на это есть полгода.
Ознакомление с результатами СОУТ
Это еще один обязательный этап, который имеет временные ограничения. Не опоздайте! Срок для проведения процедуры ознакомления — не более 30 календарных дней со дня утверждения отчета. Этот период может быть продлен, если в указанное время сотрудник находится на больничном, в отпуске или командировке или по каким-либо иным причинам отсутствует на рабочем месте (ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 426-ФЗ).
Обратите внимание! При проведении проверки инспектор надзорных органов имеет право запросить документ, который подтверждает причину отсутствия сотрудника на его рабочем месте.
Ознакомить сотрудников с результатами СОУТ можно с помощью карт спецоценки или листа ознакомления. Последний составляется в произвольной форме. Для подтверждения факта ознакомления с результатами СОУТ работник должен поставить в документе дату и подпись напротив своей фамилии.
Кроме того, по результатам проведенной СОУТ необходимо внести соответствующие изменения в трудовой договор. Для этого оформляется дополнительное соглашение. Конкретной формулировки не предусмотрено, но можно написать примерно так: «условия труда на рабочем месте соответствуют государственным нормативным требованиям (2 класс)».
Важно! Если при изучении результатов проведения спецоценки у сотрудника возникли возражения и замечания, он имеет право зафиксировать их в письменной форме. Этот документ может быть подан:
- в компанию, которая проводила СОУТ;
- работодателю;
- в профсоюз.
После рассмотрения обращения они принимают решение — отклонить или принять. В последнем случае организуется проведение специальной оценки труда внепланово. Все замечания сотрудников следует в обязательном порядке приложить к отчету о СОУТ.
Публикация результатов на официальном сайте
Еще одна обязанность, которая возлагается на работодателя (ч. 6 ст. 15 Федерального закона № 426-ФЗ). Если собственного интернет-ресурса у организации нет, то данное требование к ней не предъявляется. У компании есть на публикацию 30 календарных дней. Точка отсчета — день утверждения отчета о проведении СОУТ.
Публикация должна содержать:
- сводную ведомость, в которой отражена информация об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
- перечень мероприятий, который утвержден работодателем, по улучшению трудовых условий.
Данные сведения указаны в 5 и 6 разделах отчета о СОУТ.
Размещение результатов СОУТ на официальном сайте компании позволяет выполнить требование регулятора, а также благоприятно отражается на ее имидже. Наличие спецоценки является конкурентным преимуществом при участии в различных тендерах, торгах, при осуществлении торговых операций с зарубежными партнерами. Опытный соискатель, изучая ресурс вашей организации, может обратить внимание на сведения о СОУТ. Данная информация свидетельствует о серьезности компании и легитимности ее деятельности, что, в свою очередь, повышает ее конкурентоспособность.
Информирование ФСС
Работодатель обязан сообщить в ФСС России сведения о результатах проведенной СОУТ (подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона № 125-ФЗ). Документ подается вместе с отчетностью по обязательному соцстрахованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").
Для этого нужно внести соответствующие сведения в таблицу №5 специальной формы 4-ФСС. Она утверждена в приложении 1 к приказу ФСС России от 26 сентября 2016 г. № 381.
Заключительный этап
По итогам проведенной СОУТ определяется размер гарантий и компенсаций сотрудникам. Так, работники выполняющие свои должностные обязанности на рабочих местах, признанных вредными, в зависимости от степени вредности вправе иметь:
- сокращенную продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю;
- дополнительный отпуск не менее семи календарных дней;
- компенсации в размере 4% от оклада (абз. 5 ч. 1 ст. 92, ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 147 Трудового кодекса).
Обратите внимание! Пункт о трудовых условиях на соответствующем рабочем месте обязательно следует добавить в трудовой договор с новыми сотрудниками (абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). С персоналом, который уже трудоустроен, следует заключить допсоглашение (ст. 72 ТК РФ).
Также после того как СОУТ завершена, рекомендуется подготовить приказ об окончании процедуры. Данный документ не является обязательным, но, как показывает практика, он очень полезен для работодателей, особенно крупных компаний, поскольку позволяет обеспечить наибольшую прозрачность трудовых отношений между нанимателем и персоналом. В нем наглядно отражаются следующие положения: как и с какого числа следует предоставлять компенсации, кому и в каком размере.
Важно! Начислять льготы и компенсации следует со дня, когда был утвержден отчет о СОУТ.
Случай из практики. Отчет о спецоценке был утвержден 30 апреля, как раз перед длительными выходными. Работодатель решил начислять компенсации и льготы с 10 мая. При этом часть сотрудников предприятия работала и в праздничные дни. За то, что СОУТ уже действовала более недели, а работы еще не велись, компания может быть оштрафована. Поэтому еще раз отметим, важно соблюдать сроки!
Результаты СОУТ действуют 5 лет. Декларация является бессрочной, при отсутствии случаев, которые приводят к ее аннулированию (ч. 4 ст. 11 Федерального закона № 426-ФЗ).
Cтоимость спецоценки и кто ее оплачивает
На законодательном уровне цены на услуги компаний, проводящих СОУТ, не регламентируются. Стоимость рассчитывается для каждой организации индивидуально в зависимости от следующих факторов:
- численность рабочих мест в организации;
- размер компании;
- особенности работы организации;
- количество и особенности технологического оборудования;
- объем требуемых лабораторно-инструментальных исследований;
- сложность производственных циклов на предприятии и др.
В среднем спецоценка рабочих мест в офисе обходится в сумму от 500 руб., на промышленном предприятии — от 1400 руб.
Обратите внимание! У многих компаний, проводящих спецоценку, установлена минимальная стоимость услуг. К примеру, вам требуется провести СОУТ в отношении всего 2–3 рабочих мест, но стоимость процедуры будет стоить не менее 10 тыс. руб.
Все затраты ложатся на организацию (ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 426-ФЗ). При этом работодатель имеет право на возмещение некоторой суммы из средств, которые вносят в ФСС на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, поскольку в рамках спецоценки проводится их предупреждение.
Ориентировочная стоимость услуг по СОУТ
№ | Количество рабочих мест | Стоимость (рублей за договор) | Примечания | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1–5 | 8 000,00 | Окончательная стоимость услуг определяется условиями договора с учетом всех действующих акций и спецпредложений на дату заключения договора. | ||||||||||
2 | 6–10 | 15 000,00 | |||||||||||
3 | 11–20 | 20 000,00 | |||||||||||
4 | 21–30 | 30 000,00 | |||||||||||
5 | 31–40 | 40 000,00 | |||||||||||
6 | 41–50 | 50 000,00 | |||||||||||
7 | 51–60 | 60 000,00 | |||||||||||
8 | 61–70 | 70 000,00 | |||||||||||
9 | 71–80 | 80 000,00 | |||||||||||
10 | 81–90 | 90 000,00 | |||||||||||
11 | свыше 90 | по согласованию |
Ответственность за непроведение СОУТ
За отсутствие СОУТ или же нарушение сроков подготовки декларации, начиная с 2019 года, работодатель привлекается к ответственности в виде предупреждения или наложения административного штрафа. Его размер установлен в ст. 5.27.1 КОАП РФ и зависит от типа правонарушения (единичное или многократное) и формы собственности компании.
Вид наказания | Для организаций (юридическое лицо) | Для руководителей организаций | Для индивидуальных предпринимателей |
---|---|---|---|
Предупреждение | Выносится, если административное правонарушение совершено впервые, при этом не причинен вред или отсутствует угроза его причинения жизни и здоровью сотрудников. | ||
Штраф за каждое рабочее место | от 60 до 80 тыс. руб. | от 5 до 10 тыс. руб. | от 5 до 10 тыс. руб. |
Штраф при выявлении повторного нарушения за каждое рабочее место | от 100 до 200 тыс. руб. | от 30 до 40 тыс. руб. | от 30 до 40 тыс. руб. |
Если и в результате третьей проверки оказывается, что работодатель вновь по каким-либо причинам не смог пройти СОУТ, его деятельность может быть приостановлена на срок до 90 дней.
Отсутствие спецоценки может стать причиной уголовной ответственности должностных лиц. Если следствием нарушения станет несчастный случай (травма, авария и т. д.), 143 статья УК РФ предусматривает для работодателя наказание в виде лишения свободы на срок от 2 и более лет. Должностное лицо обяжут не только к нахождению в тюрьме, но и выплате морального и материального ущерба пострадавшим сотрудникам.
Чтобы избежать административной и уголовной ответственности, важно своевременно пройти СОУТ. Это позволит снизить затраты, связанные с рисками на производстве.
Для проведения спецоценки стоит обратиться к компании с положительной репутацией и опытом в этой сфере. Центр экспертизы условий труда «СОТАРМ» проводит СОУТ более 8 лет. Мы входим в реестр аккредитованных организаций. На сайте Минтруда РФ наша компания под № 17.
Другие статьи данного автора: