Icon RUS Icon UK

Специальная оценка условий труда в школе



Содержание

  • Что представляет собой СОУТ и особенности проведения данной процедуры
  • Особенности создания комиссии с функциями и составом
  • Параметры, измеряемые на рабочих местах
  • Особенности составления перечня рабочих мест
  • Итоги и выделяемые классы условия труда

Практика показывает, что труд педагога в школе является достаточно тяжелым, поскольку связан с очень сильным физическим и психологическим напряжением. Конечно, его трудно сравнивать с тяжестью работы шахтера, однако каждый человек наверняка согласится с тем, что работа учителя, как и прочих сотрудников средних учебных заведений, может крайне негативно сказаться на здоровье людей.

В связи с этим периодически может проводиться специальная оценка условий труда в школе, на основании которой выявляется степень негативного воздействия такой работы на человека, а также обнаруживаются опасные факторы. Благодаря этому можно своевременно выявлять отрицательные факторы, влияющие на педагогический состав и конкретных лиц, после чего предпринимать меры к их устранению.

Что представляет собой СОУТ и особенности проведения данной процедуры

СОУТ проводится на общих основаниях. Данная процедура ставит перед собой целью тщательное исследование рабочего места для обнаружения возможных вредных и опасных факторов для специалиста.

В отличие от других специальностей, работа учителя часто подразумевает подмену друг друга, а также переход из одного рабочего кабинета в другой. Соответственно, в ряде случаев достаточно тяжело определить единое рабочее место, поскольку фактически учитель работает в разных кабинетах, условия в которых могут несколько отличаться друг от друга.

В то же время существует ряд единых требований, которые предъявляются к рабочему месту учителя в кабинете. Это означает, что потенциально, если в ходе проверки внимательно исследованы все рабочие места (кабинеты школы), все они будут считаться аналогичными. То же самое относится и к поварам, которые работают в школьной столовой.

Нужно помнить, что школьный медицинский пункт обычно прикреплен к районной или областной поликлинике. По этой причине в ходе проведения СОУТ в школе рабочее место медсестры обычно не проверяется. Вне зависимости от результатов проведения СОУТ в школе, за всеми учителями и педагогическими работниками полностью сохраняются льготы, которые положены им по закону. К ним относятся:

  • сокращенная рабочая неделя;
  • увеличенные отпуска;
  • право на досрочную страховую пенсию.

СОУТ в школе практически ничем не отличается от аналогичных мероприятий, выполняемых в других учреждениях, – торговых и производственных. Данный Порядок также строго регламентируется приказом Министерства Труда под №33н. Для выполнения данной работы администрация школьного заведения создает специализированную комиссию, которая в обязательном порядке составляет перечень рабочих мест, как аналогичных, так и стандартных, где будет проводиться специальная оценка.

Далее руководитель заведения в лице директора заключает письменный договор с организацией, которая имеет право на выполнение СОУТ, обладая для этого соответствующей лицензией и разрешением. Эксперт вместе с комиссией проверяет рабочие места и при обнаружении негативных отрицательных факторов анализирует степень их вреда, занося данные в специальный отчет.

После этого эксперт передает данный отчет руководящему составу школы на утверждение. Следующий шаг – размещение результатов спецоценки относительно безопасности использования рабочих мест на официальном web-сайте школы. Также рекомендуется указывать перечень действий, которые смогут улучшить качество рабочего места и повысить безопасность работы учителя и педагогического состава в целом.

Обязанность администрации – обязательное уведомления ФСС Российской Федерации, а также ознакомление всех штатных сотрудников с результатами спецоценки в школе. К главным документам, которые регламентирует проведение специальной оценки условий труда в школьных заведениях, относятся:

  1. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ.
  2. Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ.
  3. Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ.
  4. Приказ Минтруда России от 07.02.2014 № 80н.
  5. Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н.
  6. Приказ Минтруда России от 20.01.2015 № 24н.
  7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ.

Особенности создания комиссии с функциями и составом

Учитывая актуальность и востребованность проведения специальной оценки труда в школе, многим людям наверняка будет полезно более подробно ознакомиться с тем, как создается комиссия для выполнения СОУТ в школе. Здесь руководитель в лице директора или завуча создает отдельный приказ по формированию специальной комиссии. В нее могут входить разные члены, однако обязательными являются:

  • представитель администрации школьного заведения;
  • специалист по охране труда (ОТ);
  • представитель профсоюзной организации;
  • сам руководитель или его первый заместитель.

При определении количества членов комиссии важно обеспечить нечетное количество, что предусматривается законом. Перед комиссией стоит 3 главных задачи:

  • утвердить результаты после проведенной специальной оценки;
  • подготовить полный перечень рабочих мест, на которых будет проведена оценка;
  • не только участвовать, но и содействовать во всех процедурах СОУТ, которые будут выполняться экспертом из компании, имеющей соответствующую аккредитацию.

Со стороны работодателя очень важно наладить полное и эффективное взаимодействие с экспертом. Ведь результаты оценки условий на рабочих местах должны быть предельно объективными и полностью соответствовать реальной ситуации.

Параметры, измеряемые на рабочих местах

Первое, что подвергается оценке, это рабочий кабинет учителя который должен быть оснащен всем необходимым. Здесь принимают во внимание особенности преподаваемого предмета, а также требования охраны труда. Весь учебный инвентарь обязан быть безопасным в использовании не только своим учителем, но и учениками, причем с учетом их возраста

Школа в лице ее администрации самостоятельно отвечает за соответствие условий труда учителя нормам санитарно-эпидемиологического характера. Однако сам преподаватель также несет за это ответственность, поскольку в случае нарушения норм он обязан проинформировать об этом руководство школы. Здесь также существует ряд требований, касающихся размера форточки и окон, элементов освещения и вентиляции

На здоровье как учителей, так и учеников очень сильно влияют степень освещения, а также свежий воздух. В ходе проведения специальной оценки условий труда в школе эксперт и члены комиссии внимательно рассматривают все условия на рабочих местах, опираясь на параметры, которых относительно немного.

Рассматриваются гигиенические условия, степень освещенности, а также уровень травмоопасности рабочего места. Помимо этого, в рамках СОУТ также могут выполняться замеры электромагнитного излучения от компьютерной техники, периферийных и прочих устройств, которыми оборудованы классы в школе.

Не менее важное значение имеет уровень тяжести труда педагогов, где имеется в виду физиологическая напряженность тела. Здесь можно отметить частоту перемещения в пространстве, рабочую позу, а также наклоны корпуса. Внимание уделяется нагрузке на голосовой аппарат, однако на практике зафиксировать и выполнить соответствующие замеры достаточно тяжело.

Особое внимание в ходе специальной оценки труда в школе уделяется кабинетам физики, биологии, химии и информатики, поскольку в силу особенностей и специфики здесь могут присутствовать дополнительные вредные или опасные факторы. Такое же внимание уделяют проверке школьной столовой, которая должна иметь безопасное оборудование и инвентарь.

Особенности составления перечня рабочих мест

Нередко комиссия сталкивается с проблемой, которая касается определения перечня рабочих мест. Однако согласно рабочему расписанию, проверка всегда выполняется в тех местах, где работают учителя, которые оформили официальные трудовые отношения с администрацией школьного заведения. Во время выполнения СОУТ требуется выявить аналогичные рабочие места.

Итоги и выделяемые классы условия труда

Согласно утвержденному положению о спецоценке условий труда в школе, в результате проведенных мероприятий формируется отчет эксперта. При этом всем рабочим местам присваиваются определенные классы, в основе которых лежит степень вредного воздействия на представителей педагогического и учительского состава. Здесь применяют следующие классы:

  • 1 класс – оптимальные условия труда;
  • 2 класс – допустимые условия;
  • 3 класс – вредные условия (включает 3 степени вредности);
  • 4 класс – опасные условия труда.

Вне зависимости от результата проведенной специальной оценки, за всеми учителями полностью сохраняются положенные им льготы. Согласно закону, в итоговый отчет СОУТ заносятся результаты по всей школе, а также прикладываются протоколы и карты для классификации определенных мест. Заключительный этап – это обязательное уведомление Фонда социального страхования Российской Федерации о проведении специальной оценки по конкретному школьному заведению.