Специальная оценка условий труда (СОУТ) в школе
09-02-2022В России работают сотни тысяч школ, в которых помимо учителей трудятся повара, зачастую воспитатели (в начальных классах), уборщики, охранники, медицинские работники. И всем им необходимо создать приемлемые условия труда, устранив факторы, приводящие к травмам, несчастным случаям и профзаболеваниям.
Поможет в этом специальная оценка условий труда. СОУТ в школе проводят на общих основаниях — один раз в пять лет. Исключение делается для случаев, когда требование о проведении внеплановой СОУТ поступает от прокуратуры, ГИТ, Роспотребнадзора или иных контролирующих ведомств. Также, не дожидаясь истечения 5-летнего срока, СОУТ проводят для вновь создаваемых рабочих мест, после аварий, травм, несчастных случаев по вине самого работника или администрации или при поступлении мотивированного требования от профсоюза.
Особенности СОУТ в школе
Спецоценка условий труда в учебных заведениях имеет свои нюансы, о которых нужно знать:
- Медицинские кабинеты в школах чаще всего прикреплены к ближайшей поликлинике. Соответственно, и оценивать рабочее место медсестры или врача будет не школа или лицей, а именно медицинское учреждение.
- Оценке не подлежат рабочие места школьников. Они находятся в тех же кабинетах, что и учителя, но не являются наемными работниками.
- Важно правильно определить аналогичные рабочие места с учетом ст. 16 Федерального закона № 426-ФЗ. Например, нельзя считать, что преподаватели начальных классов и физкультуры (физики, химии) трудятся в одинаковых условиях. В то же время должности учителей русского языка или математики можно считать аналогичными из-за одинакового функционала. Соответственно, если в одной школе значится 6–8 преподавателей иностранного языка, в рамках СОУТ достаточно проверить 2 рабочих места.
По аналогии с медицинским кабинетом важно определить, являются ли повара, иные работники столовой сотрудниками именно школы. Если учебное заведение заключило договор со сторонней организацией на обслуживание, то и оценивать рабочие места на кухне и собственно в зале приема пищи не придется.
Все подобные нюансы должны быть указаны в Положении о спецоценке условий труда в школе. Это позволит избежать множества проблем при проверках со стороны ГИТ.
Для чего проводится специальная оценка условий труда в школе?
Начиная с 2014 года, спецоценка стала обязательной для всех работодателей. Чем занимается организация, каков штат, не имеет значения. Это означает, что СОУТ обязательна и для образовательных учреждений.
Спецоценка позволяет выявить вредные и опасные факторы на каждом конкретном рабочем месте. Если по итогам всех замеров и проверок окажется, что сотрудник в процессе деятельности постоянно находится в условиях шума, недостаточной освещенности, он может рассчитывать на определенные компенсации, например дополнительные дни отпуска, доплаты.
Также за счет своевременного выявления и устранения вредных и опасных факторов организация-работодатель может снижать тарифы в ФСС и ПФР (в части дополнительных взносов).
Порядок проведения СОУТ в школе
Чтобы результаты спецоценки в школе были признаны контролирующими инстанциями, проводить ее следует в соответствии со следующим алгоритмом:
- Создание комиссии.
- Составление графика проведения СОУТ в школе. Основание — ч.1 ст. 9 ФЗ № 426.
- Выбор рабочих мест для проведения процедуры. Основание — ч. 5 ст. 9 ФЗ № 426.
- Подписание контракта на проведение специальной оценки условий труда в школе. Но доверять процедуру можно только организации, внесенной в особый реестр Минтруда.
- Регистрация работодателя во ФГИС. Данное новшество введено Федеральным законом № 451-ФЗ от 27.12.2019 года.
- Замеры, взятие проб.
- Выявление факторов, способных негативно отразиться на здоровье персонала.
- Подготовка и утверждение отчета по итогам СОУТ в школе с учетом требований ст. 15 ФЗ № 426. И утвердить нужно данные в течение 30 дней с момента получения отчета от исполнителя.
- Декларирование.
- Предоставление информации о результатах персоналу. Сотрудники кадровой службы должны внести данные проверок в трудовые соглашения. Если работнику полагаются компенсации, их тоже отображают в договоре.
- Размещение результатов процедуры на официальном сайте работодателя.
Какие факторы подлежат исследованию?
При проведении специальной оценки условий труда в школе проверяющие обязаны измерить и проконтролировать такие критерии:
- гигиенические условия труда;
- степень сложности и напряженности деятельности;
- освещенность рабочего места.
Эксперты не принимают в расчет уровень естественного освещения, яркость и коэффициент пульсации освещенности. Электромагнитные поля, наличие ионизирующего излучения, воздействие химически активных компонентов проверяются только в рамках производственного контроля.
Как происходит подготовка к проведению специальной оценки труда в школе?
Инспектор по охране труда или иное лицо с аналогичными полномочиями обязан своевременно доводить до руководства учебного заведения информацию о необходимости провести спецоценку в установленные законом сроки либо внеплановую, если этого требуют обстоятельства.
Далее подготовка к проведению процедуры предполагает прохождение следующих этапов:
- Издание приказа за подписью руководителя с указанием сроков проведения специальной оценки условий труда в школе.
- Назначение комиссии.
- Подготовка перечня рабочих мест, подлежащих проверке и составление графика работ.
- Выбор организации-исполнителя и заключение договора с ней.
Что исследуется на рабочих местах?
Если проводится специальная оценка труда в школе, эксперт должен проверить:
- соблюдение санитарных норм: отсутствие канцерогенов, веществ, вызывающих аллергию, патогенных микроорганизмов,
- наличие шума, вибрации, ультразвука;
- микроклимат: повышенная и пониженная влажность, температуру воздуха;
- световую среду;
- наличие химических факторов, например аэрозолей.
Для педагогов больше не оценивается тяжесть трудового процесса, так как они не управляют конвейерами и транспортными средствами, не являются операторами технологических линий и процессов.
Создание комиссии и ее функции
Нельзя приступать к проведению непосредственно спецоценки, пока не сформирована комиссия. Возглавляет ее в большинстве случаев директор школы или его заместитель. Обязательные члены — специалист по ОТ и представитель коллектива (профсоюза при наличии). Количество членов в комиссии обязательно должно быть нечетным.
Специалисты компании, проводящей СОУТ в школе, не являются членами комиссии. Они должны сохранять независимость в своих суждениях и действиях.
Членам комиссии надлежит согласовать график процедуры и перечень рабочих мест. По окончании работы экспертов комиссия проверяет результаты и утверждает предоставленный отчет. При необходимости члены готовят возражения, дополнения, уточнения.
Когда применяется декларирование соответствия условий труда?
Если проведенная процедура показала, что условия на некоторых рабочих местах являются оптимальными или допустимыми, руководство школы (или компания, проводившая СОУТ) может заполнить декларацию соответствия условий труда и передать ее в ГИТ.
Форма декларации приведена в Приложении № 1 к Приказу Минтруда РФ № 80н от 07.02.2014 года. Также при заполнении документа необходимо учитывать требования, указанные в Письме Минтруда № 15-1/В-724 от 23.06.2014 года.
Организации-работодателю при подаче декларации важно учитывать следующие моменты:
- На предоставление ее в ГИТ отводится 30 дней с момента, как отчет СОУТ внесен в реестр Минтруда. За опоздание нарушителю грозит штраф в пределах до 80 тысяч рублей.
- Срок действия декларации составляет 5 календарных лет. Основание — ч. 4 ст. 44 ФЗ № 426. Если за это время на задекларированных рабочих местах не будет несчастных случаев, не будет лиц, получивших профзаболевание, декларацию можно продлить автоматически. Основание — ч. 5 ст. 11 ФЗ № 426.
Если в период действия декларации произойдет хотя бы один несчастный случай, будет зарегистрирована производственная травма, организации-работодателю в течение 6 месяцев придется провести внеплановую СОУТ. Если же нет, то через 5 лет нужно не забыть заполнить новую декларацию и переслать ее в ГИТ.
Когда проводится внеплановая спецоценка условий труда в школе?
В статье 17 Федерального закона № 426-ФЗ приведены все основания для проведения внеплановой СОУТ. Так, работодатель обязан организовать спецоценку в течение 12 месяцев, если:
- создано новое рабочее место;
- закуплено новое оборудование, изменения коснулись технологического процесса (есть все основания считать, что при этом сотруднику придется работать в новых условиях).
На проведение внеочередной СОУТ дается 6 месяцев, если:
- поступило соответствующее требование от Гострудинспекции из-за выявленных нарушений;
- в работе используется новый вид сырья, материалов;
- работодатель применяет СИЗ с характеристиками, отличными от тех, что использовались ранее;
- выявлен несчастный случай, зафиксировано профзаболевание;
- поступило соответствующее требование от профсоюза.
Классы условий труда, присваиваемые рабочим местам педагогов
Исчерпывающая информация обо всех возможных классах условий труда приведена в ст. 14 ФЗ № 426.
В соответствии с данным документом условия труда могут быть признаны:
- оптимальными;
- допустимыми;
- вредными;
- опасными.
Если по итогам специальной оценки труда в школе условия на конкретном рабочем месте признаны оптимальными, значит на сотрудника не влияют никакие факторы, которые можно признать опасными или вредными. Применительно к школе можно отметить, что педагог в таких условиях не теряет работоспособность в течение длительного времени.
Допустимые условия предполагают наличие некоторых негативных факторов, но они не оказывают весомого влияния на здоровье человека. Полноценного отдыха вполне достаточно для восстановления работоспособности в необходимом объеме.
Вредные условия (3 класс) предполагают, что влияние некоторых факторов настолько сильно, что превышает нормативы, установленные на уровне законодательства.
В составе 3 класса выделяют несколько подклассов:
- Отводимого на отдых времени недостаточно для восстановления сил. Но работник может сохранить здоровье при смене места работы или устранении источников негативного влияния.
- Вредные факторы при длительном воздействии (15 лет и более) становятся причиной появления различных профзаболеваний. Но полная утрата работоспособности исключена.
- Изменения здоровья переходят в устойчивую фазу. Если гражданин долгое время работает во вредных условиях, возможна полная потеря работоспособности.
- Наличие вредных факторов приводит к появлению и развитию тяжелых заболеваний и утрате трудоспособности в полном объеме.
Если условия труда признаны опасными, возможно появление профзаболеваний в острой фазе. Предполагается, что негативные факторы влияют на человека все время, пока он находится на своем рабочем месте.
Сказать однозначно, к какому классу будут отнесены условия на рабочих местах педагогов, невозможно. Многое зависит от состояния здания, предмета и иных факторов.
Нормативная база
И работодатели, и компании, занимающиеся подготовкой и проведением процедуры, обязаны в своей работе учитывать Федеральный закон № 426-ФЗ от 28.12.2013 года «О специальной оценке условий труда». Также нужно учитывать:
- Приказы Минтруда № 32н от 24.01.2014 г., № 33н от 24.01.2014 г., № 80н от 07.02.14 г.;
- правила и нормативы, установленные санитарными службами, касающиеся охраны труда;
- Положение о спецоценке условий труда в школе.
Итоги СОУТ
Специальная оценка условий труда в школе завершена. Каждое рабочее место обследовано, проведены замеры, взяты пробы. И все эти данные надлежит внести в отчет, составленный в соответствии с Приказом Минтруда РФ № 33н от 24.01.2014 года.
Отчет по результатам спецоценки в школе
В отчете должны быть следующие разделы:
- Информация о заказчике и исполнителе. Для последнего важны данные о сертификатах, разрешениях.
- Список рабочих мест, на которых проведена проверка.
- Карты спецоценки условий труда. К каждой нужны протоколы измерений.
- Сводная ведомость.
- Рекомендации по минимизации вредного воздействия сторонних факторов на персонал.
Раздел с реквизитами исполнителя должен заверить руководитель этой компании. Все остальные разделы и отчет в целом подписывают все члены комиссии, включая председателя.
Другие статьи данного автора:
